Равнение госпрограмм на нацпроекты

Равнение госпрограмм на нацпроекты

На госпрограммы в федеральном бюджете новое руководство Минэкономики предлагает распространить подходы к управлению нацпроектами, в частности, существенно упростить механизм перераспределения средств в них. Ведомство Максима Решетникова выступает за появление возможности «перебрасывания» средств между госпрограммами, как и в случае с нацпроектами, без правки закона о бюджете, а также за «погружение» национальных целей развития и в эту форму бюджетного планирования.

Минэкономики предлагает изменить модель управления госпрограммами. Как следует из презентации ведомства от 13 февраля (есть у “Ъ”), ключевая идея заключается в синхронизации с задачами нацпроектов и распространении подходов к управлению ими на все госпрограммы. Сейчас при внесении любых изменений в госпрограммы требуется прохождение длительной процедуры: сначала межведомственное согласование и общественное обсуждение, затем изменения принимаются постановлением правительства. Перераспределение бюджетных средств в рамках госпрограмм возможно лишь при изменении закона о бюджете. По аналогии с нацпроектами при исполнении госпрограмм должна появиться возможность переноса остатков неиспользованных средств между годами (в рамках нацпроектов такое решение могут принимать вице-премьеры или президиум совета по стратегическому развитию).

Так, Минэкономики предлагает: если средства «перебрасываются» между госпрограммами, то такое решение принимается правительством, между федеральными проектами — по решению курирующего вице-премьера. Отметим, в сентябре Максим Орешкин, будучи главой Минэкономики, заявлял о планах переформатировать структуру госпрограмм по аналогии с нацпроектами.

В результате преобразований ведомство ожидает увеличения скорости и эффективности управления бюджетными средствами, повышения прозрачности их использования, а также снижения бюрократической нагрузки, включая упрощение администрирования закона о бюджете. Кроме того, будут расширены полномочия вице-премьеров по их управлению. Отметим, вчера им также поручено контролировать прохождение в Госдуме законопроектов в рамках исполнения послания президента. Реформирование госпрограмм Минэкономики предлагает провести в два этапа (бюджетные циклы 2021–2023 и 2022–2024 годов). На первом — погрузить национальные цели в госпрограммы (а также включить в них мероприятия послания президента), на втором этапе предполагается «жесткая увязка госпрограмм с национальными целями» и изменение их структуры.

В 2016–2018 годах во время работы над «проектным офисом» и приоритетными проектами правительство уже приступало к адаптации госпрограмм к новой модели управления. Тогда были введены «пилотные» программы с «конкурентным» принципом финансирования в зависимости от вклада тех или иных проектов в достижение целей, но не предполагали такой бюджетной гибкости. С начала работы правительства в мае 2018 года над нацпроектами долго оставалась неясной увязка госпрограмм (включая пилотные) с новыми целями. Сохранилась неопределенность до сих пор: Счетная палата в заключении на проект бюджета на 2020–2022 годы указывала на «недостаточную согласованность целей и задач нацпроектов и госпрограмм». Более существенную «рассинхронизацию» Минэкономики, отметим, фиксирует в рамках отраслевых стратегий — большая их часть носит узкоспециализированный характер и требует системной актуализации, 74% принято до 2018 года.

admin